На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие Новости

29 055 подписчиков

Свежие комментарии

  • anatolii660 reznikov
    Странная вы женщина А Казахстане что не свой народ ? Но этопофиг ? Пока ещё не режут ?  Учите казахский ?Россия — Украина,...
  • anatolii660 reznikov
    Ну как и все в этом мире !Эксперт из Белору...

Откровения Киселёва или свинья в золотом ошейнике — всё свинья

Недавно известный ведущий Дмитрий Киселёв рассказал в интервью блогеру Дудю, что советский строй - «тупиковый путь развития общества». Когда слышишь подобные утверждения, недоумеваешь. А кто это вообще говорит? Наверное, как минимум, человек считающий себя представителем не тупикового пути развития. То есть сейчас – другое дело. Куда там «тупому совку».

При, вообще, всей неоднозначности, определения этой самой «тупиковости», раз Дмитрий о ней так решительно заявляет, попытаемся понять. Просто сравним некоторые основные достижения в различных сферах экономики, которые важны для людей, для страны.

Например, обеспеченность населения жилплощадью

В «брежневский период» за 18 лет жильё получили около 160 миллионов граждан. Но правда в «Брежневках», что для Киселёва, который купил себе квартиру за сотни млн. рублей в центре Москвы, наверное, не большое достижение. Для него «Брежневка» - однозначно тупиковость. Интересно правда, как для тех 160 миллионов людей?

Ладно, посмотрим на другие. Образование.

Именно в СССР решили вопрос с всеобщей грамотностью населения, а уровень бесплатного образования повысился настолько, что в 1960 году наши успехи не на шутку встревожили США - самую могущественную страну на планете.

А как обстоят дела с образованием в РФ сейчас? Разве специалисты не звонят во все колокола, постоянно повторяя о катастрофическом падении уровня знаний школьников и студентов? Интересно, Дмитрий слышал, что им всякие "фурсенки" отвечают – потребителям знания не нужны. Скажут – Фурсенко уже вон нет сколько лет. Верно. Но достижений в образовании, которые бы превзошли советские тоже нет вон уже сколько лет. Поговорим, когда они будут.

А пока о медицине

Видимо увеличение поликлиник и больниц, снижение смертности до уровня Европы, а в 60-е годы и вовсе до уровня Японии (6-8 человек на 1 тыс.) – тупиковость. То ли дело сейчас. Число больниц 27 лет постоянно сокращается, заболеваемость почти всеми болезнями увеличилась. Зато быстро растёт рынок платных медицинских услуг. Тут конечно снова сталкиваемся со сложностью однозначного определения тупиковости. Ибо тупиковость для кого? Если для людей, которые стали больше болеть – да. А если для предпринимателей, которые с каждым годом зарабатывают всё больше на мед. услугах, то прогресс один.

Станкостроение

Мало кто будет спорить о категорической важности этой отрасли для любой экономики. Как говорится - станкостроение является зеркалом развития машиностроения, и по развитию этой отрасли во многом можно судить о развитии промышленного потенциала страны.

К 2013 году по сравнению с советским периодом объемы выпуска станков с ЧПУ упали почти в 100 раз: в 1990 году на территории РСФСР их было изготовлено 15 тысяч, в 2012 году — всего 166 штук. После санкций 2014 года, кинулись срочно налаживать снова своё производство. Но делать станки штука непростая. Поэтому не тупиковому пути развития пока сложно продвигаться в этом направлении. Ведь купить чужое – дело нехитрое. Были бы деньги, только бы продали, конечно. А вот разработать своё – нужна сильная наука и не менее сильный промышленный потенциал. То есть, атрибутов прошлого тупикового пути развития.

Вот как раз о науке

В 1987 г. в Союзе было зарегистрировано 83,7 тыс. изобретений (в США – 82,9 тыс., в Японии – 62,4 тыс., в Германии и Британии – по 28,7 тыс.). Формально на нашу долю приходилась четверть всех изобретений в мире, пусть и разного качества. Наибольшие успехи были достигнуты в области физики, химии, освоении космоса. Особенно выделялся научный прогресс в военной сфере. Развитию НИОКР в СССР также уделялось большое внимание. К 1990-м годам в отрасли работало около 2 млн сотрудников. Говорят, тогда это было больше, чем в любой другой стране мира. Хотя не забудем и про недостатки. В целом советская наука в фундаментальных областях не отставала от науки западных стран, но в прикладной области, и особенно в компьютеризации, таких успехов не было, что стало сильно заметно в начале 80-х. Но это тупиковый путь, что с него взять.

А что же показывает не тупиковый путь развития? Точного количества изобретений сегодня найти не удалось. Зато есть зарегистрированные патенты. И хоть патент – ещё не полноценное изобретение, но даже если эти данные формально посчитать за таковое, РФ всё ещё отстаёт от Союза в 2 раза, хоть рост патентов и наблюдается. По данным Роспатента, за период 2000—2015 годов число патентных заявок, поданных в национальное патентное ведомство отечественными и зарубежными заявителями, выросло в 1,6 раз — с 28,7 до 45,5 тысяч.

Что касается НИОКРов, разработанные ими технологии сегодня внедряются в производство только 9,7%. Тогда как в 1990 году было 30%. Это сегодняшний уровень Франции, например. Нетрудно догадаться, что сократилось и количество самих НИОКРов. В 2015 году их было 78% от уровня 1992 г. Но больше всего сократился персонал, занятый исследованиями и разработками. К началу 2015 года в 2 раза до - 813,2 тыс. человек (53% к уровню 1992 г.), из них около 400 тыс. человек – исследователи. Это 48% к уровню 1992 года. О сокращении финансирования науки, в сравнении с тупиковыми годами, говорить излишне. Постоянно говорят.

Изношенность социальной инфраструктуры

Ввод тепловых сетей сейчас в России в 7 раз меньше, чем в 1990. Ввод водопроводных сетей в три раза меньше. Ввод канализационных сетей также почти в три раза меньше. При этом аварийный износ тепловых сетей составляет 30% против почти 9% в 1990. Износ водопроводных сетей составляет почти половину - 47% против 16%. Износ канализационных сетей 44% против 14.5% всё в том же 1990 году. И это в среднем по стране. Во многих городах с населением менее 100 тыс. человек аварийный износ достигает даже более 80%. Но опять же, говорит ли это сразу о тупиковости пути, ведь в квартирах за 300 миллионов с водопроводом и канализацией наверняка всё в порядке. Так что вопрос снова спорный.

Авиотранспорт и авиосообщение

Россия – 1/9 часть суши. Не трудно догадаться, что для связи такого огромного пространство в первую очередь требуется развитая транспортная инфраструктура. А наиболее быстрый и гибкий вид транспорта – самолёт. В Союзе это хорошо понимали, поэтому гражданское авиасообщение было на очень высоком уровне, при общей доступности.

Что же сейчас? А мало чего хорошего. Межрегиональное авиасообщение дышит на ладан. Большинство внутренних рейсов приходят только через Москву. С 1990 года количество гражданских аэропортов в России сократилось более чем в четыре раза: с 1450 до 217. И 95% из их числа приходится именно на региональные и местные воздушные линии. Гражданское авиастроение практически мертво. И лишь один, на 70% иностранный лайнер «Сухой супер джет» может служить слабой утехой для не тупикового пути. Потому что вспоминая широкий модельный ряд отечественных самолётов для региональной авиации СССР становится как-то жутко.

Потребление продуктов

Поминая недобрым словом Союз, многие первым делом скажут о дефиците товаров народного потребления и длинных очередях. И будут правы. Именно поэтому особенно любопытно сравнить потребление основных продуктов питания сегодня, когда давно нет никакого дефицита. Как видно из графика, до 2013 года неплохой рост есть только по фруктам, ягодам и менее по подсолнечному маслу. Остальные продукты либо на уровне 1990 года, либо даже меньше. Так что никто не спорит, хорошо жить без дефицитов, только вот питаться стали не особо то лучше. Зато с другой стороны, кому нужно это пить молоко или есть простые овощи, если сейчас можно без проблем заказать себе хоть черепаховый суп, хоть трюфели с фуагрой.

Армия

Оборонная промышленность – двигатель, локомотив любой крупной экономики. Тем более, что военные разработки часто играют и в гражданском секторе большую роль. Хоть систему «Глонасс» взять, хоть штатовский интернет. Чтоб долго не говорить, нужно просто отметить, что подавляющее большинство всех передовых образцов вооружения сегодня, были разработаны или уже проектировались в СССР. И это при том, что разработать – пол дела. Нужно ещё наладить серийный выпуск и поставить вооружения в войска. Как там, с этим делом при не тупиковом пути развития, не 90 ли процентов всех вооружений, в лучшем случае, – это модернизированные советские образцы?

В общем, можно приводит в пример ещё много важных показателей, по которым сегодняшний не тупиковый путь развития уступает Союзу. Вспомнить тогдашнюю скорость перевозки ж\д грузов, рост населения, передовую культуру, общедоступный спорт, дома отдыхов, освоение космоса, торговый флот и прочее, и прочее.

При этом отдельно стоит отметить, никто не говорит, что Советах всё было хорошо, а сейчас кромешная тьма. Нет. И тогда были недостатки, и сейчас есть положительные моменты. Первое – сфера розничной торговли и услуг. А за счёт массовости и удешевления иностранных товаров, выросла покупательная способность граждан. Особенно это заметно по бытовой технике, одежде. Таким образом повысилось, так сказать, удобство жизни, комфорт.

Пусть и не быстро, но сокращается смертность, повысилась продолжительность жизни. Жаль, что не больниц, но остановилось сокращение поликлиник и даже начался их рост. В стране стало больше врачей. В науке снова повышается уровень молодых специалистов, растёт число патентов на изобретения. Некоторые успехи показывает строительная отрасль – удалось достичь советских показателей по темпам введения в строй нового жилья. Правда его уже никто не раздаёт, только продают.

В добыче угля, газа, нефти, выращивании фуражного зерна даже есть рекорды. Создан первый после развала Союза самолёт (если не считать «Супер-джед») гражданской авиации МС-21, хоть его серийный выпуск и откладывается. Существующие автотрассы, хоть и не быстро, но приводят в порядок, расширяются.

В общем, положительные моменты есть. Просто речь просто о том, чтоб не кидаться громкими словами вроде «тупиковости СССР», когда мы сейчас пользуемся всем тем, что было создано тогда. А, при всех разговорах о преимуществе предпринимательства и «эффективных менеджерах», превзойти уровень Союза удалось только в немногих сферах. Подавляющее же большинство важнейших секторов экономики до сих пор отстают от, даже кризисного, 1990 года. И это при том, что передовые страны мира с тех пор давно ушли вперёд. А что будет дальше? Вот вопрос...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх