Альфа-самцы и харизматичные национальные лидеры навсегда уходят в историю, уступая место безликим менеджерам во главе государств. События 2015-го года, несмотря на недюжинную активность Путина и Эрдогана, как представителей уходящей политической генерации, не смогли переломить политического тренда конца XX – начала XXI века.
В "суперпрезидентах" с неограниченными полномочиями и заоблачной популярностью испытывает потребность все меньшее число цивилизованных стран.
Журналист и историк Евгений Трифонов усмотрел определенную закономерность в крушении левых режимов Аргентины и Венесуэлы. Мол, Латинская Америка морально дозрела до отказа от каудильо и команданте во всех вариациях и ипостасях, потихоньку осваивая более современные формы и стили правления.
Российский и турецкий президенты, предчувствуя экзистенциальный тупик собственных режимов, будто бы на подсознательном уровне цепляются за прошлое. До мозга костей "правый" Реджеп Эрдоган накануне назвал режим Гитлера примером… эффективного президентского правления, вынудив местных Песковых краснеть за своего патрона и оправдываться перед щепетильным Западом. Но слово не воробей. Да и не скрывал турецкий президент никогда, что мечтает о полноте единоличной власти, символом которой 70 лет как считается бесноватый фюрер. И врагов турецкого всемогущества предпочитает выискивать по старинке где-нибудь за пределами республики. По версии новых янычар, во всех проблемах "Османского мира" виноваты сирийский президент Башар Асад, иранский Аятолла, президент Путин и, конечно же, курдское национальное меньшинство, чьи сепаратистские настроения подогреваются извне.
Понятно, что полноценной диктатуры Эрдогану ни Евросоюз, ни США построить не позволят. Но попытку остаться "лидером XX века" в новом столетии "несостоявшийся султан" все же предпримет.
Не случайно те же израильтяне – заклятые друзья Анкары – именно президента Путина назвали "Человеком года", предпочтя "нового кремлевского вождя" Ангеле Меркель, Бараку Обаме и местным политикам, если верить предновогодним соцопросам журнала The Jerusalem Post. Уж кто-кто, а он, как предводитель страны, некогда превратившей в руины "эталон Эрдогана".
Хотя и наш национальный лидер, подводя итоги уходящего года, обескуражил общественность, пожалуй, не меньше турка, назвав празднование 70-летия Великой Победы главным событием 2015-го. С точки зрения морали и нравственности, конечно, ничего крамольного в путинском месседже не прозвучало. Подвиг народов СССР действительно оттащил планету от катастрофы на несколько десятилетий. Вот только свой собственный политический масштаб и способность возглавляемой им страны соответствовать духу времени гарант Конституции одной фразой поставил под сомнение.
Российские историки-публицисты, наподобие Николая Старикова, позиционируют Путина, как государственника с огромной буквы "Г" и продолжателя лидерских традиций Сталина. Вот только в эпоху усатого генералиссимуса достижения носили куда более актуальный характер. Тот же 1932-й год был не "годом празднования 120-й годовщины победы в Бородинском сражении", а годом пуска Днепрогэс и превращения аграрной советской Украины в индустриальную республику.
Зато в брежневскую эпоху, на которую пришлось формирование Путина, как личности, подобный трепет перед историческими датами был в почете. 1967-й был, в первую очередь, 50-й годовщиной Октября, а 1970-й год полностью прошел под знаком "столетнего юбилея Владимира Ленина". Примерно в это же время Советский Союз окончательно отказался от идеи строительства коммунизма, ограничившись аморфным "развитым социализмом", который критики упрекали в отсутствии "человеческого лица".
Интернет-общественность с долей издевки уже назвала двумя главными достижениями пятнадцатилетней эпохи правления Путина нефть по 120 и победу в ВОВ. И, как оказалось, не сильно согрешила против истины, если брать во внимание экономическую конъюнктуру и слова самого Путина.
Стремится продлить свою политическую молодость и "предпоследний диктатор Европы" Александр Лукашенко, которого связывает с Путиным, Эрдоганом и вымирающими латинскими каудильо экономический кризис и отсутствие преемника, готового продолжить строить "суперпрезидентскую республику". И это тоже своеобразная закономерность, ибо политические "альфа-самцы" редко выходят из бюрократических коридоров и тепличных условий.
А посему никого не должно удивлять то, что через 20 лет от консервативных проектов Русского и Османского "миров" останутся несколько строчек в учебниках истории и обрывочные воспоминания очевидцев. Вне зависимости от интенсивности телодвижений реинкарнаций Гитлера из Анкары и Брежнева из Москвы, Россия и Турция рано или поздно обречены управляться безликими эффективными менеджерами, у которых не будет ни малейшей претензии на звание "человек года" по какой бы то ни было версии.
Свежие комментарии