
По обе стороны 38 параллели идут лихорадочные военные приготовления. Штабные совещания и пропагандистские марши уже преобразовались в концентрацию войск, артиллерии, танков, ракет. В обмен угрозами и ультиматумами. В новую военную тревогу на разделенном полуострове. Впервые с 1993 года КНДР объявила особое «полувоенное положение».
Прошлый раз оно было приурочено к выходу из Договора о нераспространении ядерного оружия, между прочим. Сеул готовится к войне не менее активно, сразу же призвав на помощь США.Хроника очередного обострения ситуации в Корее выглядит привычно, дежурно, предсказуемо. Но каждый пункт вызывает как минимум сомнения в адекватности происходящего национальным интересам обоих корейских государств.
4 августа 2015 года в демилитаризованной зоне с южной стороны фактической границы произошел взрыв. Двое военнослужащих Южной Кореи получили тяжелые ранения. Следует отметить, что демилитаризованной эта зона является лишь в непосредственной приграничной полосе. Общей шириной 300-500 метров, с циклопической Стеной посередине. Вот в этой подлинно нейтральной полосе после прекращения войны 1950-1953 гг. сложился своеобразный экологический заповедник - птицы, животные и насекомые живут вдоль корейского разделительного рубежа без опасности со стороны человека, здесь вольготно растут деревья, травы и кустарники.
Общая же глубина демилитаризации на Корейском полуострове достигает 2.5-3 километров с каждой стороны. Она прекрасно сочетается с мощнейшими, долговременными военными сооружениями. КНДР и ЮК насытили зону противотанковыми надолбами, бункерами и дотами, смотровыми вышками, электроникой и системами акустического воздействия на врага.
Отдельная тема – подземная война в тоннелях, прокладываемых на территорию противника. Которую обе стороны внутрикорейского конфликта искренне считают своей. Свой общественный уклад, свой строй, свои герои, свои достижения, свои идеалы – априори лучшие на зловещем вражеском фоне.4 августа два солдата армии ЮК получили ранения на обычных минах-растяжках. Произошел трагичный инцидент – возможно, связанный с диверсионной активностью северян. Прецеденты были, доказать невозможно. Как и опровергнуть вероятные возражения КНДР. «Это они случайно напоролись на свои минные поля», «Это у них собственная граната из кармана выпала» и т.п. При запредельном градусе вражды между официальными Сеулом и Пхеньяном версия «Это они сами себя взорвали в целях провокации» сторонами не озвучивалась никогда. Кондиционеры для демилитаризованной зоны – дефицит. Даже в стране с брендом LG на каждом шагу.
В любом случае южнокорейские власти две недели никак не реагировали на атаку (травмирование?) своего патруля. Дождались начала совместных учений с US Army – с географической предусмотрительностью на крайнем юге Корейского полуострова дислоцировано 28.5 тысяч американских войск. И лишь когда подразделения сюзерена покинули комфортабельные казармы, 17 августа 2015 года, ответили на предполагаемую акцию северокорейских спецназовцев.
В довольно оригинальной форме. Возобновив трансляции «разоблачений режима чучхе» посредством мощных громкоговорителей-ретрансляторов. Прямо через демилитаризованную зону. Данные системы установлены обеими враждующими сторонами давно, но не работали целых 11 лет. В рамках межкорейской политики разрядки и сотрудничества начала XXI века. В 2010 году после взрыва и затопления южнокорейского корвета «Чхокан» ретрансляторы собирались включить. Но воздержались от провоцирования мегафонами – а ведь на «Чхокане» погибло сорок шесть военных моряков ЮК. В августе 2015 ранения двух солдат оказались важнее 46 павших пятью годами раньше?
Для Пхеньяна акустическая агрессия на собственные пограничные войска явно оказалась неожиданной. Инерция мышления свойственна любой государственной структуре, особенно армейской. В своем стремлении «Прекратить это немедленно!» командование КНДР отдало приказ на обстрел враждебных рупоров. Одним снарядом. Или ракетой. Или миной. Факт выстрела был, но неизвестно из чего. Ретрансляторы уцелели, никто не пострадал. Передачи начались вдоль всей границы, вещание ведут оба государства. Буквально сталкиваясь звуковыми волнами над 38 параллелью.
В тот же день 19 августа артиллерия Южной Кореи – и куда делась двухнедельная пауза! – выпустила 36 артиллерийских снарядов по позициям северян. В ответ на единичный выстрел с севера. Формально южане отвечали, фактически «прилетело» в окрестности сразу четырех постов армии КНДР. То есть агрессивная гаубица/ракета/миномет физически не мог располагаться на четырех постах одновременно. Правда, обошлось без жертв. Во-первых, стороны невероятно укрепились за 60 лет фортификационных работ. Во-вторых, горно-лесисто-болотистая местность затрудняет эффективность спорадического артиллерийского огня. В-третьих, идеологическая доктрина КНДР признавать свои потери предпочитает в самом крайнем случае.
Президент ЮК провела совещание со своими силовиками в подземном бункере и отправила просьбу о помощи американскому союзнику. Незамедлительно поднялись в воздух F-16 ВВС США и F-15 ВВС ЮК. Ради единственного выстрела с северной стороны, при собственном обострении радиовойны? Пхеньян отверг обвинения в причастности к гибели чужих пограничников. КНДР выдвинула ультиматум о прекращении вражеских голосов и обстрелов (именно в такой последовательности). Стороны активно готовятся воевать… во имя рупоров взаимной пропаганды?!
А сражаться есть чем. Армады накоплены гигантские, мотивация взаимной ненависти пугающе высока.
1.200.000 армия КНДР против 640.000 у ЮК. Количество резервистов исчисляется миллионами.
4.200 против 2.400 танков.
2.200 против 2.700 бронемашин, тут преимущество за Сеулом.
8.600 против 5.300 артиллерийских систем. Столица Южной Кореи находится в зоне досягаемости самоходных орудий «Коксан» калибром 170 мм.
820 против 460 боевых самолетов.
300 против 680 боевых вертолетов.
Сотни кораблей и тактических ракет.
Несколько единиц ядерного оружия в арсеналах КНДР. Возможно, до 10.
Последнего факта достаточно для охлаждения пыла всех бряцающих оружием воителей. Кроме того, непредсказуемы последствия в случае втягивания в конфликт США и КНР. Китай не допустит масштабного конфликта на собственных границах. Как и Россия. США вынуждены учитывать риски для Южной Кореи, Японии и для собственной экспедиционной группировки. Все крупнейшие мировые державы не заинтересованы в кровопролитии ради отдельных мегафонов, мин и обстрелов.
Очередная военная тревога на Корейском полуострове способна привести к единичным жертвам и новым обстрелам, к длительным торгам на тему радиоголосов, к активному информационному противостоянию. К длительному балансированию на грани настоящей войны. К постепенной деэскалации и умиротворению «сквозь зубы». К обязательным реляциям о только что произошедших «великих победах». К плохому миру как альтернативе доброй и самоубийственной драке.
Нынешнее обострение будет улажено. Рупоры-мегафоны снова замолчат, войска вернутся в казармы, тайные диверсии скроются под землю, возобновится работа технопарка Кэсон. Но в долгосрочном плане ситуация на Корейском полуострове представляет собой настоящую бомбу времени. Заложенную человечеством при старте холодной войны, устойчивую ко всем геополитическим изменениям.
Бомбу с плутониевым зарядом, в оболочке из тщательно культивируемой ненависти, в обрамлении гигантских боевых арсеналов. Увы, но многомудрым международным саперам некогда даже подумать о принципах разминирования этой бомбы. Они подсовывают кнопки на стулья партнерам и занимаются массой второстепенных вопросов. А подорваться на корейской бомбе могут вовсе не два патрульных пограничника, а несколько вполне развитых стран.
Свежие комментарии