Возвращение Крыма в состав России не позволяет НАТО рассчитывать на прежнее преимущество
Находясь на пересечении важнейших морских и торговых путей, Чёрное море традиционно привлекало внимание сильнейших государств мира. При этом особое место в черноморском регионе занимает Крымский полуостров, географическое положение которого исторически определяло его военно-стратегическое значение.
В конце XX – начале XXI веков близость черноморского региона к Ближнему Востоку, Центральной Азии, Каспийскому морю и, соответственно – к энергоресурсам, обусловило самое пристальное внимание к нему со стороны США и Европы. Тем более, что Европа импортирует более 50% потребляемых ею энергоресурсов и заинтересована в получении гарантированного доступа к более дешёвым источникам сырья.
В связи с этим Запад проводил последовательную политику по «выдавливанию» России из региона Чёрного моря, за которой оставалась лишь узкая полоска кавказского побережья. Соответственно возвращение Крыма в состав России на основе результатов Всекрымского референдума означал серьёзное поражение всей политики США и ЕС в регионе Чёрного моря и вызвало их яростную реакцию.
Оценивая новое соотношение сил, в резолюции Европарламента в 2015 году отмечалось, что если раньше силы России в Крыму были «минимальны», то теперь она «контролирует сотни километров крымского побережья и прилегающих вод». Бывший главком НАТО в Европе Ф.Бридлав констатировал, что Россия превратила Крым в «могущественный плацдарм, обеспечивающий проекцию силы в регионе», что не позволяет НАТО рассчитывать на прежнее подавляющее преимущество.
Ещё более откровенным был госсекретарь США Дж.Керри, заявивший, что «на кону вся модель нашего мирового лидерства».Использовав как предлог ситуацию вокруг Украины и Крыма, в контексте общего военно-политического давления, Запад посредством НАТО приступил к неконтролируемому увеличению своих сил вблизи границ России, что является прямым нарушением основополагающего Акта Россия-НАТО 1997 года в части неразмещения существенных боевых сил на территориях новых членов альянса.
Кроме концентрации сил в районах Прибалтики и Восточной Европы, стремясь вернуть утраченные позиции на Чёрном море, альянс значительно усилил активность в данном регионе и, по оценке постпреда России при НАТО А.Грушко, к концу 2015 года впервые после распада СССР достиг фактически «постоянного военно-морского присутствия» в черноморской акватории.
На протяжении 2014 – 2016 годов значительно увеличилось количество заходов кораблей стран НАТО в Чёрное море, на регулярной основе осуществляются полёты самолётов дальнего радиолокационного обнаружения типа «AWACS», расширяется количество учений с участием черноморских государств. Украина рассчитывает на помощь НАТО в воссоздании своих ВМС и активно готовится к крупномасштабным учениям «Си-Бриз» с участием подразделений боевых пловцов.
О серьёзности намерений Запада свидетельствует признание главного проводника установок США в НАТО – зам генсека А.Вершбоу в том, что в альянсе рассматривают возможность «более длительного военного присутствия» в Чёрном море с акцентом на «морском потенциале». По замыслу военных стратегов Запада, реализация данного сценария должна лечь «на плечи» ВМС Турции, Румынии и Болгарии с привлечением Украины и Грузии под видом создания так называемой «флотилии НАТО». Функционирование такого соединения при опоре на корабельные группы США и других нечерноморских государств НАТО планируется осуществлять на ротационной основе из-за необходимости пока учитывать ограничительные положения Конвенции Монтрё 1936 года.
Учитывая воинственный настрой США и ЕС, а также объявленную в НАТО политику «сдерживания» в отношении России, неудивительно, что недавняя встреча Совета Россия-НАТО на уровне послов не только не привела к позитивным сдвигам, но по оценке главы МИД РФ С.Лаврова, ситуация оказалась в тупике. На фоне размещения элементов ПРО США в Румынии, аналогичных планов в отношении Польши и захода в Чёрное море одного из четырёх кораблей ПРО США эсминца «Porter», особенно цинично выглядел посыл альянса о «повышении уровня транспарентности» между сторонами.
О реальном же настрое свидетельствуют откровения посла США в НАТО Д.Люта, прозвучавшие в апреле в ходе Аспенского форума по безопасности в Лондоне, где дипломат открыто предложил коллегам по НАТО сконцентрировать усилия на дестабилизации российского государства.
В этих условиях Россия последовательно выступает за всестороннее экономическое развитие государств Чёрного моря, недопущение роста военной напряжённости в регионе и за возвращение к реализации крупных энергетических проектов без ущемления её законных интересов. На фоне фактического переноса Западом конфронтационных схем на черноморский регион, именно механизмы Конвенции Монтрё являются как никогда актуальными, а её режим и дальше должен оставаться незыблемым. При этом российское государство обоснованно предпринимает серьёзные усилия по укреплению боевой мощи своего Черноморского флота как гаранта мира и безопасности в черноморском регионе.
Свежие комментарии