На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие Новости

29 013 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Витковский
    ... чушка вонючая, твою помойную тушку надо тупо использовать для мытья пола в загаженном свинарнике- только для этог...Луганск и Донецк ...
  • Daddy Bo
    А зачем нам мятежный Люся довоенного образца?Луганск и Донецк ...
  • Владимир Витковский
    ...почему этО абдрыстовичО еще не созерцает окрестности со столба у центральной площади Донецка?! Безнаказанность при...Луганск и Донецк ...

Партнеры-саботажники

 

Фото: Татьяна Тимирханова / Интерпресс / ТАСС

Фото: Татьяна Тимирханова / Интерпресс / ТАСС

 

Страны — участницы ЕАЭС не поддержали инициативу Москвы о необходимости введения торговых ограничений по отношению к Украине

 

1 января 2016 года вступает в силу соглашение об экономической ассоциации между Украиной и Евросоюзом, и главным пунктом договора является введение между ЕС и Киевом зоны свободной торговли.

Таким образом, европейские производители получат практически неограниченный доступ на украинский рынок, что создаст условия невыносимой конкуренции для местных товаропроизводителей.

 

Понести потери рискует не только украинская экономика: подписывая соглашение о торговой ассоциации с ЕС, Украина намерена также сохранить присутствие в зоне свободной торговли СНГ, ратифицированное в 2012 году.

 

Москва уже приняла меры по защите своего рынка от бесконтрольного проникновения европейских товаров: 16 декабря президент РФ подписал указ о приостановке действия договора о зоне свободной торговли по отношению к Украине.

 

Однако это не гарантирует полной защиты наших экономических интересов до тех пор, пока сохраняется возможность транзита товаров из ЕС через третьи страны. Негативный опыт уже имеется: после введения Россией продовольственного эмбарго против Евросоюза в ответ на антироссийские санкции перевалочными пунктами для поставок в РФ запрещенной продукции стали Белоруссия и Казахстан.

 

21 декабря в Москве состоялись переговоры лидеров стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Одним из основных вопросов, поднятых Владимиром Путиным в беседе с президентами Армении, Белоруссии, Киргизии и Казахстана, стал вопрос о необходимости введения торговых ограничений по отношению к Украине со стороны ЕАЭС.

 

Лидеры стран союза высказались против присоединения к вводимым Россией ограничениям: защищать рынок ЕАЭС они готовы пока лишь на словах. По мнению президента Белоруссии Александра Лукашенко, помочь в решении проблемы может введение системы электронного декларирования товаров, импортируемых с украинской территории. Белорусский лидер не уточнил, впрочем, каким образом предполагается привлечь к использованию подобной системы Украину, а также как избежать возможных злоупотреблений со стороны непосредственных участников торговых отношений.

 

При этом нельзя сказать, что главы стран — участниц ЕАЭС не отдают себе отчета в том, каковы будут экономические издержки от нахождения в едином торговом поле с Евросоюзом из-за двойного членства Украины в обоих союзах.

 

Лукашенко заявил, что «экспансия дешевых европейских товаров может отразиться не только на российском рынке, но и на других странах ЕАЭС». В Минске понимают, что, если в Белоруссию по нулевой ставке хлынут товары из Европейского союза, местным производителям «мало не покажется».

 

Стоит отметить, что российские партнеры по ЕАЭС рискуют понести после ассоциации Украины и ЕС даже большие потери, чем РФ: девальвация рубля естественным образом «прикрыла» отечественный рынок от импорта.

 

Так в чем же дело? Объяснить нерешительность стран — участниц ЕАЭС в данном вопросе можно лишь сугубо политическими мотивами: страх «испортить» отношения с Западом не позволяет Белоруссии, Казахстану и другим торговым союзникам РФ не то что действовать в российских интересах или интересах союзной организации, но даже предпринять шаги, направленные на соблюдение собственной выгоды.

 

Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин, Алмазбек Атамбаев, Серж Саргсян и Александр Лукашенко (слева направо) перед началом заседания очередной сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в широком составе в Кремле

 

Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин, Алмазбек Атамбаев, Серж Саргсян и Александр Лукашенко (слева направо) перед началом заседания очередной сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в широком составе в Кремле. Фото: Алексей Дружинин / пресс-служба президента РФ / ТАСС

 

«Последний диктатор Европы» Лукашенко и «среднеазиатский тиран» Нурсултан Назарбаев (так их нередко называет западная пресса) пытаются задобрить Брюссель, делая это в ущерб партнерским отношениям с Россией и своим экономическим интересам!

 

Между тем на территории самой Белоруссии, к примеру, взращиваются настроения, аналогичные тем, что стали движущей силой украинского Евромайдана, националисты организуют лагеря по подготовке боевиков. Множатся сайты, рассказывающие о «балтийских корнях» белорусского народа и прививающие ненависть к России, ширится прослойка сторонников «евроинтеграции» Белоруссии. Это, кажется, мало беспокоит официальный Минск, в последнее время стремящийся наладить контакты с Западом.

 

Тем временем Брюссель начинает прибегать к настоящему шантажу в ответ на резонные меры по защите собственного рынка, предпринимаемые Россией: по итогам состоявшихся 22 декабря переговоров РФ, Украины и ЕС Еврокомиссия распространила заявление, в котором возлагает вину за провал консультаций на Москву. Удивительней всего то, что, по мнению еврочиновников, отказ РФ от сохранения зоны свободной торговли с Украиной является «нарушением минских соглашений»! Но последние касаются урегулирования донбасского конфликта, но не российско-украинских торговых отношений. Апелляция к «Минску» в данной ситуации — очевидный абсурд.

 

Напомним, что против одновременной экономической интеграции Украины с ЕС и Таможенным союзом в 2011 году высказывался Жозе Мануэль Баррозу, занимавший в то время пост главы Еврокомиссии. «Невозможно интегрироваться в Таможенный союз и в то же время иметь углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли с ЕС», — заявил он на брифинге после переговоров с Виктором Януковичем. Агрессивная позиция современного Брюсселя по поводу ограничения Москвой торговых отношений с Украиной выглядит по меньшей мере нелогично, тем более что Россия параллельно вводит для Киева предусмотренный правилами ВТО режим наибольшего благоприятствования, обеспечивающий украинской стороне условия торговых взаимоотношений наравне с другими членами организации.

 

Переводя диалог из экономической в военно-политическую плоскость, Запад ясно дает понять не только России, но и ее партнерам по ЕАЭС, что не готов к компромиссам. Не исключено, что именно несогласованность позиций участников Таможенного союза дала европейской стороне повод для ужесточения прессинга и применения шантажа.

 

Безапелляционная риторика Евросоюза должна по идее насторожить Минск и Астану: понятно, что Запад намерен жестко продавливать свою позицию по любым спорным вопросам, мало считаясь с чужими интересами, особенно если речь идет бывших советских республиках. Последние интересуют Запад не в качестве равноправных партнеров, а как полигон для возможного давления на Россию. Белоруссии, Казахстану и другим государствам СНГ не следует обольщаться по поводу своего значения для западных «друзей». Ту же Украину не спешат принимать в Евросоюз, ради вступления в который украинцы совершили госпереворот и отказались от российской поддержки. Европейцы же пока проявили готовность лишь эксплуатировать украинский рынок в своих целях.

 

Однако невнятная реакция стран — участниц ЕАЭС на последние события, связанные с вступлением в силу соглашения об ассоциации Украины и ЕС, демонстрирует неготовность российских партнеров по Евразийскому союзу к консолидированной политике по отстаиванию общих интересов. Все-таки вопреки распространенному мнению прагматичные экономические мотивы в межгосударственных отношениях нередко вытесняются мотивами политического и даже эмоционального характера.

 

Вероятно, Москва сделает выводы из данной истории и направит в будущем усилия на постепенное преобразование рыхлого экономического союза в более прочное политическое объединение. Конечно, для достижения такого высокого уровня консолидации с соседними государствами необходимо приложить немало усилий, это долгий процесс. Но в случае успеха все участники объединения имеют шанс приобрести совершенно новый вес на международной арене. В противном случае Москва оставляет за собой право введения заградительных мер против лукавства местных элит.

Ссылка на первоисточник
наверх